К 90-летию Его Святейшества Далай-ламы ХIV.
Прошло 34 лет, как Он приехал к нам. Как молоды были…
Великий Учитель проповедует учение о Срединном пути в буддизме.
Смысл слова «срединный путь» состоит прежде всего в его значении избегать «крайностей» и искать «медианное» решение каждой проблемы, исходя прежде всего из критерия оптимального полезного действия.
Есть и другие истолкования «крайностей». Во всех случаях «крайности» неизменно трактуются в буддизме прежде всего как недейственные, тлетворные верования, порабощающие человека в сансарном состоянии.
К этому учению применима одна известная поговорка: «Нужно во всём знать меру». И это «знание меры» - воистину глубокое учение.
Его Святейшество Далай-лама ХIV рассказывает здесь, насколько буддийское учение Срединного пути подходит для нас, живущих в современную эпоху. Он сказал: «Не следует впадать в одну из крайностей - нехорошо быть слишком консервативным, так же, как и слишком радикальным, - надо идти средним путём. И вообще в любом отношении очень важно выбрать умеренную середину».
И действительно, методология срединного пути, которая нам по душе, противостоит логике «или - или». Она скорее олицетворяет тактику «и - и», «и то, и другое», пытаясь объединить то рациональное, что содержится в противоположностях, в противоположных суждениях и действиях людей. Стремление избежать крайностей, стало быть, и составляет истоки срединного пути, воплощающего разумную философию компромисса.
Цыренжаб Чойропов, кандидат философских наук, доктор социологических наук.
Прошло 34 лет, как Он приехал к нам. Как молоды были…
Великий Учитель проповедует учение о Срединном пути в буддизме.
Смысл слова «срединный путь» состоит прежде всего в его значении избегать «крайностей» и искать «медианное» решение каждой проблемы, исходя прежде всего из критерия оптимального полезного действия.
Есть и другие истолкования «крайностей». Во всех случаях «крайности» неизменно трактуются в буддизме прежде всего как недейственные, тлетворные верования, порабощающие человека в сансарном состоянии.
К этому учению применима одна известная поговорка: «Нужно во всём знать меру». И это «знание меры» - воистину глубокое учение.
Его Святейшество Далай-лама ХIV рассказывает здесь, насколько буддийское учение Срединного пути подходит для нас, живущих в современную эпоху. Он сказал: «Не следует впадать в одну из крайностей - нехорошо быть слишком консервативным, так же, как и слишком радикальным, - надо идти средним путём. И вообще в любом отношении очень важно выбрать умеренную середину».
И действительно, методология срединного пути, которая нам по душе, противостоит логике «или - или». Она скорее олицетворяет тактику «и - и», «и то, и другое», пытаясь объединить то рациональное, что содержится в противоположностях, в противоположных суждениях и действиях людей. Стремление избежать крайностей, стало быть, и составляет истоки срединного пути, воплощающего разумную философию компромисса.
Цыренжаб Чойропов, кандидат философских наук, доктор социологических наук.
2327