Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 90.92 98.9

70% грузов, поступающих в адрес стройки БАМа, перевозились по трассе Тазы-Уоян

70% грузов, поступающих в адрес стройки БАМа, перевозились по трассе Тазы-Уоян

Как Улюнхан вошёл в историю БАМа

Недавно меня попросили написать о бамовской перевалочной базе, которая была расположена в Улюнхане Курумканского района.

К 50-летию БАМа.

Так как эту историю знаю недостаточно, пришлось обратиться к подшивкам газеты «Правда Бурятии» того времени. И вот среди материалов обнаружила репортаж «В посёлке под Улюнханом» корреспондента «Бурправды» О. Березкова от 1 апреля 1975 г.

Вот что, в частности, но пишет: «С появлением еще одного населённого пункта прибавилось забот работникам исполкома Дыренского сомонного Совета. Нужно отводить участки совхозных земель под застройку, устраивать прибывающих на сооружение автодороги Улюнхан-Уоян, организовать их культурно-бытовое обслуживание, решать другие неотложные проблемы. Этим повседневно занимается председатель сомонного исколкома В.Ц. Баторов. Растет посёлок дорожников под Улюнханом».

Газеты того времени пишут, что 70% грузов, поступающих в адрес стройки БАма, перевозились со станции Таловка до Уояна по трассе Тазы-Уоян.

Центральный участок БАМа, который в основном проходит по территории Бурятской АССР, – самый сложнейший на трассе нового Транссибирского пути. Всего по территории Бурятии пройдет около 600 километров стальных путей, будут пробиты 2 уникальных тоннеля: Байкальский и Северо-Муйский. Длина первого – 6,7, второго – 15,3 километра. В практике отечественного транспортного строительства такие протяженные тоннели еще никогда не пробивали.

Предстояло построить три дороги: от посёлка Тазы в Курумканском районе до посёлка Уоян в Северо-Байкальском, от Нижне-Ангарска до Душкачана и на запад до Байкальского хребта. Самый трудный участок – 230-километровая дорога на Уоян.

Основная перевалочная база находилась в Улюнхане.

Как считали специалисты, всего здесь были сосредоточены более 20 неблагоприятных инженерно-геологических условий: вечная мерзлота и сейсмичность, сели и горные барьеры и т.д.

В 3 строительных подразделениях на трассе Тазы-Уоян работали 130 автомашин, 15 экскаваторов, 12 бульдозеров.

Таким образом, Улюнхан стал надёжным опорным пунктом строителей БАМа

По рассказам моего отца, Владимира Цыдыповича Баторова, первого директора совхоза «Улюнханский», "в 1974 году Улюнхан стал центром строителей БАМа, где высадились 5000 механизаторов, ведущих строительство автомобильной трассы «Улюнхан-Новый Уоян».

50-градусный морозный Улюнхан стал греметь и днём, и ночью.

БАМ оставался без снабжения, потому срочно нужна была наземная дорога, соединяющая «материк» и «стройку века», чтобы перевезти грузы до Уояна. Из 4 проектов был утвержден один – Баргузинский.

Задание по строительству этой дороги было возложено на СМП-572 треста «Востоксибтрансстрой», подключены мехколонны №139, 140, 160, взрывники и комсомольско-молодежные бригады.

Как вспоминаю, в зиму 1974-1975 годов работа на трассе кипела день и ночь. 1 февраля 1975 года эта дорога заработала. Бамовские водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа в Уоян.

В день на маршрут выходило до 80 грузовиков. Летели по этому зимнику «Уралы», «Магирусы» и «КамАЗы», перевозя грузы для стройки века».

Если стратегию строителей БАМа передать языком схем на карте, то самой первой стрелкой была стрелка, нацелившаяся еще в июне 1974 года из района посёлка Тазы прямо на север через Баргузинский хребет, на Уоян – маленький посёлок на берегу Верхней Ангары. Пробиваться нужно было по глухой и нехоженой тайге, по крутым сбросам сопок и скальным обрывам, через болота и вечную мерзлоту. Такая, можно сказать, адская работа предстояло бамовцам.

По дороге, которую прокладывали первопроходцы тоннельного отряда №11 «Главтоннельтметростроя», должны быть переброшены техника, механизмы и оборудование, необходимое для прокладки полотна железной дороги, для строительства станций и проходки тоннелей через Байкальский и Северо-Муйские хребты.

Базы для работы в зимних условиях не было подготовлено: бамовцам пришлось жить в палатках, приспособленных времянках, питаться – в наскоро сколоченных котлопунктах. Палатки и времянки как следует не были утеплены. Поэтому строители заняли все пустующие дома в селе, более того, жители Улюнхана уступили им свои жилища, сами заселяясь в избушки во дворе – «буряад гэр» или у родственников. Брезентовые палатки постепенно вытеснялись сборными щитовыми зданиями. Потом вырос обширный посёлок с торговым комплексом и необходимыми культурно-бытовыми учреждениями.

Перед местным руководством стояла задача – создать нормальные культурно-бытовые и жилищные условия строителям, устроить их детей в школу, наладить культурное обслуживание бамовцев, организовать выезд автолавок на участки, где они работали, удовлетворять их потребности в продовольственных и промышленных товарах. Обеспечить цельномолочной, молочной и мясной продукцией.

В Улюнхане наряду с жилым посёлком, состоящим из щитовых пятиквартирных домов, возвели механические мастерские, складские помещения для приёмки и размещения грузов, поступающих в адрес строителей БАМа с последующей переброской их в Уоян и Нижнеангарск, магазин на 6 рабочих мест, общественную баню, столовую на 85 посадочных мест, два овощехранилища, навес для хранения ГСМ, другие временные сооружения, общежитие на 60 мест... Бригада сама обеспечивала себя стройматериалами, а для сооружений мостов на горной автотрассе заготовила сотни кубометров древесины. На возведении посёлка трудилась комплексная бригада плотников из строительно-монтажного поезда №572, которую возглавлял Василий Новолодский.

В упорнейшем труде бамовцев строилась эта дорога. Коллектив строительно-монтажного поезда №572, 4 механизированные колонны №137, 138, 139 и 140 треста «Запбамстроймеханизация» находились на главном направлении стройки.

Именно здесь, на трассе автомобильной дороги Улюнхан-Уоян, решалась судьба уникального 15-километрового тоннеля, который будет пробит через Северо-Муйский хребет.

Но дорогу протяженностью в 230 километров, где придется возводить около двух сотен искусственных сооружений и мостов, выполнить тысячи кубометров скальных выемок, не построишь в короткий срок. Поэтому наряду со строительством дороги велась прокладка зимника на Уоян.

Как активному участнику строительства Байкало-Амурской магистрали отцу вручили медаль «За строительство БАМа».

Сегодня в день его рождения решила поделиться этими воспоминаниями.

Республиканские власти решили организовать новый совхоз с центром в селе Улюнхан. Он был создан в 1976 году. Совхоз стал процветающим, известным по всей республике, и не только.

О бамовском совхозе «Улюнханский» написали статьи, очерки, репортажи специальный корреспондент газеты «Правда» Анатолий Старухин, бурятский журналист Валерий Бадмаев и другие представители центральной и местной прессы.

Новосибирской киностудией в 1979 году был снят документальный фильм «Четвёртое лето» (автор-режиссер Александр Косенков, оператор Георгий Распевин), который показывали во всесоюзной телепрограмме «Сельский час».

315

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica