Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.05 98.64

Навстречу "Фестивалю эхиритов - 2024" в Ольхонском районе (13 июля, местность Хоторук")

Навстречу "Фестивалю эхиритов - 2024" в Ольхонском районе (13 июля, местность Хоторук")

Род Шоно

В сравнении с другими родами племени эхирит род шоно более многолюден. Род до сего времени носит имя своего легендарного предка. Шоно был найден мальчиком в волчьей норе. Его нашли охотники в лесу, привели домой, воспитали и вырастили. Назвали его Шоно (Волк) в память того, что он был найден в волчьей норе.

До прихода русских буряты рода шоно жили в долине р.Лены (Зулхэ). После образования русских сел, слобод и заимок (Качуг, Усть-Кут, Залог, Тутура и пр.) они перекочевали в более свободные места.

Сейчас буряты рода шоно живут в верховьях р.Лены и по ее притокам Куленге и Анге, на северном берегу озера Байкала и на острове Ойхон (Ольхон), а также в Баргузине, Иволге, Кударе и Кабанске. Все они устраивали тайлган своим родовым божествам и до сего времени призывали их так:

Унаhан дайдамнай

Ургэн ехэ Зулхэ (Лена),

Агнууриимнай дайда

Анга Заалаг хоёр...

Перевод

Место нашего рождения

Широкая обильная Лена,

Места нашей охоты

Долины рек Анга и Залага...

Буряты рода шоно стали перекочевывать в Кудару небольшими группами. Сначала они в Кудару приезжали в засушливые годы зимой по Байкалу, кормили скот, сами жили в черных избушках - hайтар.

Первым из бурят рода шоно в Кудару перекочевал некто Бубаан с сыном своим Угтаем. Он до приезда в Кудару жил на реке Анге и происходил от сына Шоно, Тумэнтэя. Генеалогия рода ?оно такова: 14 Эхирит, 13 Зонхи, 12 Шоно, 11 Тумэнтэй, 10 Яртха, 9 Степан, 8 Бубаан, 7 Угтай, 6 Дархан, 4 Комиссар, 3 Башиила, 2 Иннокентий, 1 Порхооп (Записано со слов ?ннокентия Дарханова 28 февраля 1945 г.).

Бубаан прежде жил на северном берегу Байкала в Кисинском улусе. После образования русских сел Косая Степь, Куреть и Кунта буряты Кисинского улуса перекочевывали на новые места. Одноулусники Бубаана перекочевали в другие улусы, а он направился в Кудару и поселился в Дулане, а потом переехал в улус Корсаковский.

Сын Шоно Соогол жил на Лене, у устья р.Ангары. У него было два сына, звали их Найрай и Мараан. У Найрая было три сына, звали их Абагал, Найрай и Мараан. Когда они подросли, стали помогать отцу в хозяйстве. Во время постройки Верхоленского острога они решили перекочевать на другое место, собрали свои скудные пожитки, навьючили на лошадей и коров, со своими семьями двинулись к Байкалу. Дело было зимой, они перешли Байкал по льду, вышли на устье р.Селенги. Здесь никого не было, места были богаты ветошью, рыбой и зверем. Они поселились в местности Нараhан, занялись охотой и рыбной ловлей.

К востоку от них жили тунгусы. На охоте новоселы встретились с тунгусами, которые отнеслись к охотникам бурятам враждебно и запретили им охотиться в их лесах.

Найрай и Мараан испугались тунгусов и перекочевали на северный берег Байкала, где и образовали улусы Бэрхэ и Нуурта. Абагал остался в Кударе и зажил хорошо. Ловить рыбу и охотиться на зверей он научился еще будучи мальчиком на старой своей родине. У Абагала было три сына.

Потом из Ангинского улуса с северного берега перекочевал в Кудару некто Абхан и поселился с родственниками в местности Долоогоно. Когда он стал самостоятельным, то переселился в местность Хандала. К нему перекочевало много народу из других родов. В результате образовался улус Хандалинский.

Один родственник Абхана был хорошим кузнецом, имел происхождение по матери (утха) от семи сыновей - кузнецов Божинтоя, научил Абхана кузнечному делу. Потомки Абхана до сего времени работают в своем колхозе кузнецами. Они теперь составляют четыре эсэгэ, по числу сыновей Абхана: 1.Бахадаевы; 2.Батаровы, 3.Альсхановы и 4.Монсоновы, всего их теперь в Хандалинском улусе 36 дворов.

В улусе Корсаковском тоже живут буряты рода шоно. Они родственны бурятам шоноева рода Хандалинского улуса и происходят от сына Шоно, Хамная. Шоноевцев поколения Хамная прочие буряты называют зууhэдэй. Это прозвище шоноевцев поколения Хамная произо шло от того, что Хамнай был рожден от тунгуски рода Зууhэдэй.

Родословные предания и легенды бурят. Балдаев С.П.

В баргузинской долине они составляют самостоятельный род, и довольно хорошо сохранили язык, культуру эхиритских родов.

@khonishon @shono_band

373

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica